Понедельник
30.12.2024
17:49
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 
 
Наш сайт является участником
Кольца Патриотических Ресурсов
 Кольцо Патриотических Ресурсов
Украина онлайн

 

Карпатский клуб ЮФУ

Главная » 2010 » Сентябрь » 30 » Русины - политизация понятия народ
10:32
Русины - политизация понятия народ
В современной системе политических взаимоотношений нередки случаи использования понятия народ для получения каких-либо преференций. Политики, признавая или не признавая тот или иной народ, могут поднять свой электоральный рейтинг, а значит, и заручиться поддержкой, как среди представителей данного этноса, так и противников признания этногруппы в качестве отдельного народа.
Русинский вопрос в Украине как раз и используется политиками в качестве «козыря» на предстоящих выборах. Виктор Андреевич Ющенко во время предвыборной кампании 2004 года, встречаясь с представителями Североамериканской русинской диаспоры, обещал им, что, одержав победу на президентских выборах, признает русинов в качестве отдельного народа и даст им автономию. Но, набрав высокие результаты в Закарпатье, своего обещания так и не сдержал.
Стремясь поднять свой электоральный рейтинг среди русинского электората в США, кандидат в Президенты от республиканской партии США Джон Маккейн и губернатор штата Аляска Сара Пейлин выступали за пересмотр статуса русинов на Украине и признание русинов в качестве отдельного от украинцев народа. Обещали они, и напомнить Ющенко о не сдержанном обещании. Но как же смотрят на данный вопрос сами русины?
Лидеры русинского движения, до сих пор не выработали единой позиции в отношении вопроса о том, можно ли признавать русинов в качестве отдельного народа или нет. Наиболее авторитетный лидер североамериканской русинской диаспоры канадский ученый-славист Павло Роберт Магочи в выступлении на I Всемирном конгрессе русинов в восточнословацком местечке Медзилаборце в марте 1991 г. подчеркнул, что русины (за исключением русинов Воеводины) все еще не могут рассматриваться как отдельный народ. "Вопрос о том, станут ли русины отдельным народом или лишь частью какого-либо другого народа, - считает Магочи, - и составляет суть так называемой "русинской проблемы""
Более определенно о том, что русины все же являются отдельным от украинцев народом, говорят лидеры подкарпатских русинов, а в частности глава Сойма Подкарпатских русинов протоирей Дмитрий Сидор. «Мы, русины, сохранили в себе русскость. … Мы, русины, чувствуем себя частью русского народа, но мы не великороссы, не украинцы, мы и не белорусы. Мы чувствуем в себе древнюю неразделенную русскость. … Мы понимаем, что русский народ - это некая духовная общность, этно-духовная общность, которая обнимает не просто славянские народы - украинский, белорусский, русский, - но все три народа в нашем русинском понятии это русский народ». «Русины в этническом плане – отдельный народ, а в плане духовном – часть русского православного народа, сохранившего дух русскости» - заявил он на VIII Всемирном Русском Народном Соборе «Россия и православный мир» (4 февраля 2004 г.)
В данном вопросе он продолжает идеи, заложенные товариществом им. А.Духновича в 20-х гг. XX в. которое вело пропаганду среди русинского населения, что «русский и русин значит то самое», что «наша народность русская, ибо мы — русский народ», а «всех русских есть больше чем 100 миллионов». Ими же проводилась российская имперская идея, «карпаторусский народ» признавался частью русского народа, а украинцы признавались как «следующие враги русского народа после коммунистов». Таким образом, мы получаем некую расколотость в мировом русинском движении в плане признания русинов в качестве народа. Если П.-Р. Магочи считает, что русины в принципе не сформировались как народ, а их формирование возможно лишь в контексте независимого от русского и украинского воздействия, то лидеры европейских русинов считают, что русины уже способны заявлять о себе в качестве отдельного народа.
Официальный Киев придерживается иной позиции и не стремится признавать русинов отдельным народом. Согласно данным современной украинистики русины определяются следующим образом: это "самоназвание украинцев западных регионов Украины - Галиции, Буковины, Закарпатья, представителей коренных этнических групп на территории Словакии, Румынии, Венгрии, а также переселенцев из Западной Украины в государства бывшей Югославии, в западной украинской диаспоре. Бытует также самоназвание "русини-українці". При всей исторической, культурной, языковой общности с украинским населением других регионов Украины они имеют региональные этнокультурные, диалектно-языковые особенности"
В "Этническом справочнике", вышедшем в Киеве в 1996 г., население, называющее себя русинами в большинстве своем включено в статью "Лемки". Общее число таких лемков определяется в 1 млн. человек, из которых закарпатских - около 200 000 коренных и 230 000 – 250 000 лемков-переселенцев из Польши на Украину (во время спецоперации «Висла»). Согласно данным украинской переписи населения 2001 года, в Закарпатской области было зарегистрировано 10 090 русинов. Данные статистики, приводимые П.-Р. Магочи указывают на гораздо большее количество русинов - 740 000 человек. Это количество он обосновывает оценочными таблицами и этнографическими картами, которые не соответствуют реальному расселению русинского населения. Ведь русины являются коренными жителями в Украине не только в Закарпатье, но и в Галичине, Буковине, Волыни.
В 1996 г. как известно, был поднят на рассмотрение в ряде министерств Украины русинский вопрос. Именно тогда появился документ под названием «План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов», разработанный на основании поручений Кабинета Министров Украины № 1626/31 от 05.09.96 г. и 176/34 от 25.09.96 г. Так, согласно ему, Правительству следовало «Возложить на посольства Украины в Словакии, Чехии, Венгрии, Польши организацию серий публикаций в СМИ стран пребывания в отношении позиции Украины в вопросе русинства. Обеспечить посольства Украины в указанных странах необходимыми для организации публикаций материалами… Выработать систему мероприятий, основанных на укреплении позиции украинскости Закарпатья (язык, культура, кадровая политика)…Создать учебники и произведенная, интерпретирующие историю украинцев-русинов Закарпатья - как неотъемлемой части истории украинского этноса ... Расширить подачу в СМИ материалов по Закарпатью, акцентирующих внимание на том, что этот регион является исконно украинской территорией, а местные украинцы - неотъемлемая часть украинской нации…» Таким образом, официальный Киев выстраивал свою внутреннюю политику в плане укрепления формирующейся украинской нации и недопущения возможности становления своей национальной идентичности у субэтносов, близких к украинскому.
Само понятие «русин» современной украинской наукой наделяется политическим значением. Так А. Мишанич в своей работе «Політичне русинство: історія і сучасність Ідейні джерела закарпатського регіонального сепаратизму» выводит определение понятия «карпаторусинство». «Карпаторусинство», пишет он, — культурно-политическое течение в национально-освободительном движении Закарпатья второй половины XIX — первой половины XX в., которое сформировалось среди местной интеллигенции и духовенства как одно из региональных проявлений панславянизма и «москвофильства».
История борьбы населения Закарпатья за автономию сначала в Венгрии, затем в Чехословакии и снова под венгерской оккупацией предоставляется как история борьбы украинского народа. Именно в такой концепции высшие круги нацистской Германии рассматривали Закарпатье, на тот период «Карпатскую Украину», которой была уготовлена роль «украинского Пьемонта». Отдельно следует отметить наличие у «Карпатской Украины» государственного украинского языка, украинского герба, сине-желтого флага, а так же гимна «Ще не вмерла Україна».
Сейчас решение русинского вопроса будет предоставлено нынешнему президенту Украины Виктору Федоровичу Януковичу. Хотя он выигрывал в первом туре президентских выборов на Закарпатье, но во втором все же проиграл Тимошенко. В то же время именно в Закарпатье он набрал наивысший результат в Западной Украине. О том, что ему придется поставить все точки над «ї» и признать либо дальше не признать русинов говорит и «Открытое письмо представителей российской общественности Президенту Украины В.Ф. Януковичу». О том же, как будет выстраивать свою политику в отношении русинов нынешний Президент, можно будет узнать уже в ближайшее время. Подобная ситуация, когда существует подвешенность вопроса о том, могут ли являться русины отдельным народом может играть на руку политикам и далее. Но в первую очередь среди самого русинского движения должно сформироваться понимание того есть ли русины отдельный народ или все же субэтнос украинского. Учитывая то влияние, которое оказывает на него североамериканская диаспора, без ее мнения сформировать единое решение не возможно. Не забывая при этом позиции Официального Киева.
 
Бредихин Антон Викторович
Студент 4-го курса факультета социологии и политологии
Южного Федерального университета
 
Литература:
 
1. Скворцов В. Русины и Запад: qui prodest?// Русская линия.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusk.ru/st.php?idar=155130 
2. Шевченко К.В. Русинский вопрос в межвоенной Чехословакии// Славяноведение, 2003. №3. с. 3-17.
4. Из выступления на VI Всемирном русском народном соборе, (декабрь 2001 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.netda.ru/sobor/s32vi.htm 
5. Народний катехиз: Народ, народность, язык и просвещение. — Ужгород, 1926. — С. 2—3. 
6. Народний катехиз: Народ, народность, язык и просвещение. — Ужгород, 1926. — С. 5.
7. Етнічний довідник. Етнічні меншини в Україні. Київ, 1996.
8. «План мероприятий по решению проблем украинцев-русин»// Русин, 2006. №3.
9. Мишанич О. Політичне русинство: історія і сучасність Ідейні джерела закарпатського регіонального сепаратизму - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ukrcenter.com
Просмотров: 854 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 HoomiMedfof  
0
Просто хорошая страничка

Имя *:
Email *:
Код *:
Какой-то текст