Главная » 2010»Сентябрь»27 » Проблема сепаратизма на постсоветском пространстве на примере Подкарпатской Руси
08:15
Проблема сепаратизма на постсоветском пространстве на примере Подкарпатской Руси
Процесс глобализации в современном мире приобрел свое новое обоснование. Теперь он используется в интересах сепаратистских движений для признания их территории в качестве суверенного субъекта международного права по аналогии с Косовским прецедентом.
С другой стороны, мы имеем ситуацию,при которой распад старых политических систем, в большинстве своем бывшего социалистического лагеря оказался незавершенным, в виду того, что вновь образовавшиеся государства получили в том числе от предшествующих им держав ряд нестабильных регионов, с сепаратизмом которых они не способны справится и найти общий компромисс с лидерами сепаратистских движений в этих регионах. Но и здесь встречаются ситуации, когда сепаратисты пытаются добиться независимости не ведя веонные действия с Центром К таким регионам нестабильности вполне можно отнести Закарпатскую область Украины, или в интерпретации сепаратистов «Подкарпатскую Русь».
Появление подобных закарпатскому сепаратистских движений свойственно для государств с еще неустоявшейся политической системой.Страны бывшего СССР, в том числе и Украина, как раз подходят под эту категорию. Закарпатье стало подобной «площадкой»в силу целого ряда факторов, обуславливающих его особенность и склонность населения региона к сепаратизму. По моему мнению можно выделить несколькоф акторов, благодаря которым сепаратизм смог возникнуть и окрепнуть в данном регионе в последнее время.
Фактор №1. Территория Закарпатской области вошла в состав СССР в ноябре 1944 года, когда Православный съезд,собравшихся в Мукачево по инициативе о.Алексея Кабалюка обратился к И.В.Сталина с просьбой принять Подкарпатскую Русь в состав СССР на правах 16-й союзной республики. Что и было сделано правительством СССР путем изменения статуса Подкарпатской Руси, то есть включения ее в качестве Закарпатской области в составе Украинской ССР. До этого момента территория Подкарпатской Руси никогда не входила ни в состав СССР, ни в Российскую империю, а находилась в составе Австро-Венгерской империи, послераспада которой вошла в состав Чехословакии и затем Венгрии.
Фактор №2. Украинское правительство отказывается признавать русинов в качестве отдельного от украинцев народа. В качестве отдельного народа русинов признали все страны, где они проживают: Польша, Словакия, Чехия, Венгрия,Румыния, Сербия, Хорватия, США, Канада, признала русинов и Россия. Когда проходила Всероссийская перепись населения в 2000 году, то они были включены всписок народов, проживающих на территории Российской Федерации. В период своей президентской предвыборной кампании 2004 года В.А.Ющенко по обещал представителям северо-американской диаспоры русинов признать их в качестве народа, благодаря чему и получил максимальную поддержку в Закарпатской области.Но своего обещания не сдержал.
Фактор №3. 1 декабря 1991 года на территории Закарпатской области был проведен референдум за "специальный самоуправляемый статус территории Закарпатской области…в качестве субъекта в составе Украины" Нан ем 72,8% высказалось за получение Закарпатской областью автономного статуса,но референдум был признан недействительным, хотя и получил поддержку в Закарпатском областном Совете. В тоже время, к факторам дестабилизации обстановки в регионе можно отнести и неустойчивость самих сепаратистскихдвижений, которая заключается в следующем: Во-первых, на протяжении последних 19лет, прошедших с момента проведения референдума 1991 года, так до конца и не возникла единая русинская организация, способная вести борьбу за независимость Закарпатья. Существует множество незначительных организаций, наиболее значимойиз которых является Сойм Подкарпатских русинов.
Во-вторых, ни одна их русинских организаций не имеет широкой поддержки у русинов. Оттого и получается, что сепаратистские организации Закарпатья способны лишь на виртуальную борьбу – в медийном пространстве и в Интернете, но отнюдь не на политической сцене Закарпатья.
В-третьих, существуют серьезные разногласия среди самих русинов по вопросу о том, являются ли они (русины как таковые) отдельным народом и нужна ли им независимость. При этом подобные дискуссии возникают не только на бытовом уровне, но и на уровне лидеров русинских движений. Именно эти и ряд других моментов способствуют нестабильности в регионе и непониманию самих лидеров сепаратистских движений того, чего они хотят добиться: а) получения ли независимости Подкарпатской Русью; б) получения ли статуса автономной области в Украине; в) признания ли официальным Киевом себя в качестве отдельного народа; г) построения нормальных взаимоотношений с Киевом, предполагающих кооптацию лидеров русинских движений в центральную элиту страны или предоставление каких-либо преференций для Закарпатской области.
Потому, говоря о конфликтной ситуации, возникшей в Закарпатье, следует признать подвешенность ситуации. Компромисс, устраивающий абсолютно все стороны конфликта, не предложен, что свидетельствует о нерешенности вопроса и позволяет предположить множество вариантов дальнейшего развития событий.
____________________________________________
Антон Викторович Бредихин, студент 4 курса Южного Федерального Университета. Из доклада на конференции "Неделя науки - 2010" факультета социологии и политологии ЮФУ.