Одной из непосредственных проблем, которую имеют страны, обладающие государственной институциональной нестабильностью, является вмешательство в их внутренние дела государств, имеющих национальные интересы вд анном регионе. При этом во многом именно внешние факторы способствуют дестабилизации положения в регионе и поддержке сепаратистских регионалистких движений. К числу подобных регионов, подвергающихся внешнему влиянию со стороны заинтересованных стран, можно отнести Закарпатье на Украине.
Закарпатская область, в силу ряда исторических обстоятельств, оказалась в сфере национальных интересов не только стран соседствующей с ней «Вышеградской четверки», но и США, Канады и России.Объяснением подобной заинтересованности ряда стран в данном регионе может служить как фактор влияния диаспоры, так и геополитический фактор.
Рассматривая заокеанских акторов, влияющих на закарпатские процессы, следует выделить США и Канаду, совпадающих в ведении своей внешней политики, направленной на русинов, а так же роль ООН и ее позицию по отношению к русинскому вопросу на Украине.
Немаловажным остается факт того, что США рассматривает Закарпатский регион в качестве «площадки», посредством которой можно воздействовать на политику, проводимую официальным Киевом. Известны высказывания ряда американских политиков: кандидата в Президенты от республиканской партии США Джона Маккейна, губернатора штата Аляска Сары Пейлин, которые выступали за пересмотр статуса русинов на Украине и признание русинов в качестве отдельного от украинцев народа.
США во многом играют роль интеллектуальной базы западного русинства, преследуя далеко идущие геополитические цели. В США действует Карпато-русинский научный центр, поддерживающий тесные связи с проф.Университета Торонто (Канада) Полом Магочием[http://vkontakte.ru/#_ftn1|[1]],являющимся главой Всемирного Конгресса русинов.
Роль Канады в становлении современного русинскогодвижения так же немаловажна. Фактически она стала «второй» родиной русинов.Именно на ее территории русинская диаспора получила все условия для своегоразвития, что позволило называться Канаде, начиная с 80-х годов XX века защитницей русинской культуры. Согласно канадским информационным источникам, главной целью построения подобной политики по отношению к русинам, является сохранение и культивирование русинской идентичности на территории Канады, а также стимулирование русинской интеллигенции на территории Закарпатья к участию в возрождении русинского языка и культуры.
Создание единого консорциума североамериканских диаспор русинов позволяет говорить о возрастании в русинском культурном мире роли именно североамериканской диаспоры, что способствует возникновению конфликтных ситуаций в вопросах о дальнейшем развитии русинов между диаспорой и русинами Закарпатья.
Однако, подобная политика, проводимая США и Канадой,имеет исключительно геополитический характер. Русины выступают в качестве буфера между интересами НАТО и России. По мнению известного американского политолога Збигнева Бжезинского, США должно воспользоваться российской заинтересованностью в данном регионе и провести его милитаризацию. Вследствие чего Россия получит еще один очаг нестабильности на окружающей ее территории.
Организация Объединенных Наций, сохраняя свой статус влиятельнейшей международной организации в мире, имеют свою позицию в отношении русинского вопроса. Так согласно резолюции Комитета по ликвидации расовой дискриминации, принятой на Шестьдесят девятой сессии 31 июля –18 августа 2006года:
«Комитет рассмотрел семнадцатый и восемнадцатый периодические доклады Украины (CERD/C/UKR/18) НА СВОИХ 1776-м и 1777-мзаседаниях (CERD/C/SR.1776 и 1777), состоявшихся 11 и 14 августа 2006 года. насвоем 1785-м заседании (CERD/C/SR.1785), состоявшемся 17 августа 2006 года, онпринял следующие заключительные замечания… Комитет (ООН) обеспокоен отсутствие мофициального признания меньшинства русинов (в Украине), несмотря на его явные этнические особенности. Комитет (ООН) рекомендует государству-участнику (Украине)рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства».
Данная резолюция подчеркивает важность русинского вопроса и его нерешенность, что может привести к возможной дестабилизации положения в регионе, что, по мнению ООН, является недопустимым.
Наибольшую активность из стран «Вышеградской четверки»по отношению к Закарпатью и русинам на данном этапе проявляет Венгрия. Именно вовремя установления ее власти на территории Закарпатья (1918г. и 1938-1944гг.)находилась автономная область русинов.
Согласно принятому в июне 2010 года представленным Фидес – Христианско – Демократическим союзом закону о двойном гражданстве, сянваря 2011 года будет облегчен процесс получения венгерского гражданства"Лицам венгерского происхождения, которые ранее имели венгерское гражданство, но лишились его вследствие различных международных договоров, или же в силу различных правовых норм стран, в которых они проживают в настоящеевремя, мы бы хотели предоставить возможность упростить возможностьпредоставления им венгерского гражданства"[http://vkontakte.ru/#_ftn2|[2]]
Под действие этого закона попадает и население Закарпатской области. Озабоченность по введению данного закона уже высказали правительства Румынии и Словакии, однако согласно официальным заявлениям лидеров русинских организаций (Сойма Подкарпатских русинов), введение подобного закона позволит русинам беспрепятственно прибывать в ЕС и может привести к получению венгерского гражданства 700-800 тысячами жителей Закарпатья.Возможность вероятности данных прогнозов весьма низка и до вступления в действие данного закона не может быть подтверждена.
Наиболее близкой в культурно-историческом плане к русинам страной может считаться Словакия, ведь на ее территории проживает 24тысячи русинов. Восточная Словакия, она же Пряшевская Русь на протяжении продолжительного периода времени была единой с Подкарпатской Русью, как в составе Австро-Венгерской империи, так и в период независимости Чехословацкой республики (1919 – 1938). Потому позиция Словакии является одной из важнейших в процессе рассмотрения русинского вопроса.
Словакия всячески поддерживает возрождение русинского движения – на базах крупнейших университетах созданы кафедры русинского языка,проводятся русинские конгрессы. В 1991 годом Первый Всемирный конгресс русиновбыл созван именно в Словакии в Межилаборцах.
Независима точка зрения Словакии и от России. РусиныПряшевской долины являются греко-католиками, потому и влияние РПЦ на них нераспространяется. Лидеры Сойма Подкарпатских русинов предлагали использоватьСловакию в качестве независимого международного посредника в ходе разрешения конфликта по оси Официальный Киев VS Закарпатье. Приглашались и словацкие эксперты для рассмотрения вопроса состояния подкарпатских русинов в современной Украине. Именно на основании ихэкспертных заключений «политическое русинство» современного русинского движения выстраивает свою политику по отношению к Официальному Киеву и мировомусообществу.
В тоже время в политической сфере присутствуетпассивность Словакии, и она активно не воздействует на Закарпатский регион, вчем проигрывает Венгрии, стремящейся стать лидером в Еврорегионе «Карпаты».
Позиция России в отношении русинского вопроса скореенейтральна, хотя в периодической печати именно ее обвиняют в разжиганиисепаратизма в Закарпатье. Несомненная близость России и русинов подчеркивается и сильной ролью в Закарпатье Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Один из лидеров русинского движения – о. Дмитрий Сидор принадлежит именно к ней и является участником Всемирных Русских Соборов, организуемых РПЦ.Немалую роль в поддержке и развитии русинской культуре оказывает фонд «Русский мир».
В политическом плане Россия не способствует укреплению своего влияния в регионе. Многочисленные просьбы русинских организаций о боткрытии в Ужгороде российского консульства пока что остаются без внимания. Итем не менее немаловажным является факт признания русинской национальности при подведении в 2004 году результатов Всероссийской переписи населения по национальностям. А 13 сентября 2007 в ужгородском Центре нацменьшинств состоялась встреча руководителей русинских организаций Закарпатья с послом России В.Черномырдиным, который пообещал передать озабоченность русинскими проблемами руководству России и Украины.[3]
В декабре 2008 года на фоне волны «нового парадасуверенитетов» так называемое «правительство Подкарпатской Руси» обратилось кРоссийской Федерации с просьбой признать независимость Закарпатья. По оценкамряда российских политологов данный шаг был попыткой привлечь внимание России крусинской проблеме. Однако, данный вопрос, так и не был принят на рассмотрениев Государственной Думе РФ.
Говоря о нынешнем состоянии русинского движения вЗакарпатском регионе, следует отметить его сильную зависимость от внешнихакторов. Ориентированность лидеров русинского движения Закарпатья на позицию диаспорысвидетельствует о его подконтрольности, а попытка радикализации проводимой имполитики по отношению к Официальному Киеву не нашла поддержки диаспоры.Поддержка США североамериканской диаспоры обуславливается использованиемрусинов для реализации ее геополитических целей в Восточной Европе. Венгрия также пытается воздействовать на Закарпатье не только посредством законопроектов,но и управляя венгерской диаспорой в регионе и национальной венгерской партиейЗакарпатья.