Современные государства, стремясь стать крупными региональными игроками, вырабатывают стратегию реализации национальных интересов. Во многом в своем стремлении получить под свой контроль интересующие их территории, используется метод воздействия на регион посредством диаспоры. В данном случае диаспора выступает в виде проводника интересов и своеобразным внутренним фактором, способствующим проведению в регионе политики, выгодной заинтересованной стороне. Подобным способом пользуется Венгрия, которая пытается стать региональным лидером не только в «Вышеградской четверке» и Еврорегионе «Карпаты», но и в Центральноевропейском регионе. В выработанной Венгрией национальной идее - проекте «Великая Венгрия» рассматривается распространение ее влияния на регионы, обладающие компактно проживающей венгерской диаспорой: Южную Словакию, Трансильванию (Румыния), Воеводину (Сербия) и Закарпатскую область (Украина). Как же осуществляется воздействие венгерской стороны на соседние регионы, в частности Закарпатскую область Украины? На Украине проживает порядка 156,6 тысячи представителей венгерской диаспоры. Подавляющее большинство из них проживает в Закарпатской области – порядка 151,5 тысячи человек, где они составляют 12% от численности населения региона. Венгры составляют большинство населения в Береговском районе, половину населения в Виноградовском районе и заметное меньшинство в Ужгородском и Мукачевском районах. Венгерское меньшинство проявляет значительную устойчивость к ассимиляции благодаря компактному расселению в пределах нескольких районов, причем некоторые из них граничат с исторической родиной — Венгрией[i]. Порядка 95,4% венгров Закарпатья считают венгерский язык родным. Поэтому высокий уровень этнического самосознания мадьяр при определенных обстоятельствах может обернуться политическим капиталом. Подобный потенциал в реализации национальных интересов остается в зоне активного воздействия официального Будапешта. Им осуществляется непосредственная поддержка венгерского населения региона. Кстати, поддержка венгерской диаспоры за рубежом отмечена отдельным пунктом в Конституции страны. За счет программ по поддержке заграничных венгров из бюджета страны выделяются гранты на поддержку венгерской культуры и образования в Закарпатье. У многих венгров - граждан Украины уже есть паспорта заграничного венгра, определенные льготы на работу и обучение в Венгрии. Венгры получают образование на родном языке в школах и вузах, а Будапешт обеспечивает их учебниками. В Ужгородском национальном университете на историческом факультете открыто венгерское отделение. Более того, вопреки Шенгенскому законодательству, Венгрия расширила территорию малого приграничного движения с Украиной с 30 до 50 км. Процесс самоидентификации венгров Закарпатья широко развивается и благодаря политике местных властей, стремящихся достичь более тесных отношений с Будапештом. Около 40 населенных пунктов Закарпатья вернули себе венгерские названия. На Закарпатье выпускаются газеты на венгерском языке, действует региональное венгерское телевидение, в Береговом есть венгерский театр[ii]. Особо хочется отметить факт политической активности венгров Закарпатья. 1 декабря 1991 года совместно с Всеукраинским и областным референдумом по вопросу провозглашения независимости Украины, в Береговском районе Закарпатской области состоялся местный референдум о предоставлении району статуса Венгерского национального округа. Однако официальный Киев признал лишь результаты первой части референдума, результаты второй части референдума не были приняты к рассмотрению. В отношении возможной автономии венгров Закарпатья высказывались в июле 2004 года депутаты Государственного Собрания Венгрии и Европарламента, возвратившись из Закарпатья и констатируя, что венгерское национальное меньшинство на Украине может сохраниться лишь в рамках территориальной автономии, которую сами представители венгерской диаспоры на Украине видят как отдельный автономный район своего компактного проживания[iii]. Имеет венгерская диаспора и свои политические партии и движения, которые активно участвуют в политической жизни региона. Так на выборах в депутаты Закарпатского областного совета в 2006 году «КМКС» (в переводе аббревиатуры с венгерского – «Общество венгерской культуры Закарпатья») «Партия венгров Украины» набрала 3,4% голосов, а Демократическая партия венгров Украины (ДПУУ) получила 3,12% голосов избирателей. Кроме того, венгерским меньшинством выдвинуто предложение о создании двух избирательных округов на территории компактного проживания венгерского населения. Это позволит венграм избирать собственных депутатов в парламент Украины. Характерной особенностью Закарпатского региона Украины стало стремление движений национальных меньшинств к радикализации своих политических требований. Сегодня в венгерском национальном движении присутствует стремление ирредентизма с Венгрией и доминирования в регионе. Лидер Общества венгерской культуры Закарпатья Миклош Ковач в статье, опубликованной в закарпатской газете «Карпатолйо» от 14 августа 2009 года выступил со следующим заявлением: «Результаты выборов прошлых лет показывают, что при более 40 тысячах голосов мы точно имели бы проходное место в одном из парламентских списков; фракцию с золотой акцией в областном совете; абсолютное большинство в Береговском районе; близкий к большинству результат в Ужгородском и Виноградовском районах, Берегове, Чопе. Была бы у нас собственная фракция в Мукачево, Ужгороде, Хустском районе... мы были бы значительной силой в Мукачевском районе. Обладай мы таким количеством голосов, с нами бы серьезно считались нетехнические кандидаты в президенты»[iv]. Таким образом, Закарпатье рассматриваться лидерами венгерской диаспоры в качестве возможного региона в составе «Великой Венгрии», для чего венгерские партии Закарпатской области Украины и добиваются получения государственных постов в данном регионе. Приход к власти в Венгрии Венгерского гражданского союза (Фидес) под руководством бывшего премьер-министра республики Виктора Орбана обострил вопрос «о заграничных венграх». Так, еще в период своего пребывания на посту главы кабинета в 1998 – 2002 гг. он фактически поставил страну на грань серьезного международного конфликта, после того как продавил пакет законов, укрепляющий связи с диаспорами в граничащих странах, включая введение упрощенной схемы получения гражданства украинскими, сербскими, словацкими и румынскими венграми. В результате дело дошло до иска Братиславы и Бухареста в Европейский суд, после рассмотрения которого Орбану пришлось отозвать решения. Получив победу на парламентских выборах в 2010 году, Орбан начал реализацию обещанного законопроекта об упрощении получения венгерского гражданства заграничными венграми. Согласно принятому в июне 2010 года представленным Фидес и Христианско – Демократическим союзом закону о двойном гражданстве, с января 2011 года будет облегчен процесс получения венгерского гражданства «Лицам венгерского происхождения, которые ранее имели венгерское гражданство, но лишились его вследствие различных международных договоров, или же в силу различных правовых норм стран, в которых они проживают в настоящее время, мы бы хотели предоставить возможность упростить возможность предоставления им венгерского гражданства»[v]. Под действие этого закона попадает и население Закарпатской области. Озабоченность по введению данного закона уже высказали правительства Румынии и Словакии. Возможность миграции закарпатских венгров в Венгрию - невысока. Как считает Елемир Кевсеги, заместитель председателя Демократического союза венгров Закарпатья, отток венгероговорящих закарпатцев в Венгрию маловероятен. «Кто желал выехать, сделал это давно. Единственный фактор, который сможет побуждать к двойному гражданству - это экономический», - подчеркнул Кевсеги. Потому и можно охарактеризовать данный законопроект как стремление Венгрии расширить распространение своего влияния на Закарпатскую область Украины в целом. При этом иные автохтонные народы Закарпатья также рассматриваются официальным Будапештом в качестве возможных лоббистов венгерского влияния в регионе. Таким образом, имея нарастающее политическое влияние Венгрии в регионе, можно говорить об использовании ею венгерской диаспоры в качестве управляемого политического актора Закарпатья.
Бредихин Антон Викторович
студент 4 курса факультета социологии и политологии Южного Федерального университета
[i] Скворцов И. Венгры мечтают о «Великой Венгрии»// «Киевский ТелеграфЪ»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://telegrafua.com/509/world/10722/ [ii] Закарпатцы не спешат за паспортами Венгрии// Информационный центр финно-угорских народов[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finugor.ru [iii] Баклин Д. О дискриминации венгров Закарпатья// «ОДНА РОДИНА – Фонд стратегической культуры – Украинская редакция» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://odnarodyna.ru/articles/3/380.html [iv] Гаврош А. Венгерский национализм на Закарпатье ничем не лучше украинского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ua-reporter.com/novosti/65969 [v] Двойное гражданство: Венгрия не оставляет Украине никаких шансов в Закарпатье!// Журнал Петра Гецко премьер-министра республики Подкарпатская Русь- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://getsko-p.livejournal.com/109229.html
Постоянный адрес статьи:
|