Суббота
20.04.2024
11:18
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
 
Наш сайт является участником
Кольца Патриотических Ресурсов
 Кольцо Патриотических Ресурсов
Украина онлайн

 

Карпатский клуб ЮФУ

Главная » 2011 » Январь » 14 » Процесс уговоров
01:03
Процесс уговоров
2010 год завершился большой внешнеполитической победой России – подписанием документов по образованию Единого экономического пространства между Россией, Беларусью и Казахстаном. Перед самым концом 2010 года Киргизия заявила о своем желании войти в Таможенный Союз, на основе которого и было создано ЕЭП. Пока киргизы ограничиваются статусом наблюдателей в Таможенном Союзе. Страны-члены ТС выразили пожелание, чтобы и Таджикистан в будущем присоединился к ним.
Однозначное желание сблизиться с ТС высказывает и украинское руководство, замечая при этом о неких юридических препятствиях для вступления Украины в ТС, что можно расценить как очередной шаг в своеобразном «торге».
В конце года Союз сделал заявку на расширение своего «постсоветского» статуса. Чуть ли не предновогодним чудом выглядели результаты встречи Медведева с премьер-министром Новой Зеландии, которая тоже хочет присоединиться к ТС.
Оценим, что Союз может предложить для его новых членов.
Очевидно, что для Украины это – прямая экономическая и политическая выгода. Отношения двух стран в определенном смысле зашли в тупик – новых прорывных решений нет, а старые заявления Медведева-Януковича пока остались лишь заявлениями. Россия ждет от Украины шага по системной интеграции – созданию прочной базы отношений, которую бы не смогла разрушить ни одна оппозиция. Пока Янукович не готов на такой шаг. Отчасти это объясняется позицией Европейского Союза, который не готов упустить украинские рынки и в буквальном смысле давит на Украину с тем, чтобы она отказалась от попыток присоединения к ТС. Однако параллельно с этим Украине не удается присоединиться к предлагаемой ЕС Зоне свободной торговли, что ставит страну в неловкое положение и грозит тем, что Украина останется в «серой зоне» между Россией и объединенной Европой.
По своему формату ЗСТ более «легкий» вариант интеграции, чем ТС. ЗСТ подразумевает «лишь» удаление торговых пошлин, определенных налогов и сборов, которые взимаются с товаров при пересечении границы. ТС к этому присовокупляет еще и создание наднациональных органов, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность стран-участниц.
Несмотря на это, Европейский Союз требует много больше, чем Россия – в частности, отменить ввозные пошлины на ряд европейских товаров, что в значительной степени ослабит украинских производителей (если учитывать последствия от полноценного вступления Украины в ВТО, которые страна прочувствует в полной мере лишь в 2013 году, то эффект может быть таков – страна останется практически экономически открытой и незащищенной от экспансии более сильных конкурентов с Запада).
Напомним, что политическое давление со стороны ЕС не менее сильное – евроструктуры последовательно давят на Украину по нескольким направлениям:
- права человека, - свобода и демократичность выборов,
- признание или непризнание Абхазии и Южной Осетии. Только взамен Украина либо не получает ничего, либо получает очень мало. Изменения видны пока только на уроне элит
– европейцы разрешили политикам, бизнесменам и журналистам въезжать на свою территорию по упрощенной процедуре. Можно с полной уверенностью сказать, что Европа пытается купить украинскую элиту – то есть интегрировать страну по частям. Однако эффект от этого небольшой – судя по предновогодним заявлениям Януковича о ТС – элита постепенно понимает, что ее не устраивает роль «незваных гостей», «варваров с востока», какими до сих пор европейцы считают русских и украинских политиков, бизнесменов и многих туристов.
Вместо этого Россия предлагает более выгодные условия сотрудничества:
- она готова поделиться своими месторождениями природного топлива в обмен на интеграцию «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» (уникальное в истории современной России предложение),
- согласовать таможенные пошлины,
- изменить в меньшую сторону цену на газ,
- возможно, пересмотреть условия строительства «Южного потока» и условия работы потока «Северного». И при этом не давить на Украину претензиями к уровню демократии и свободы слова.
Для того чтобы осознать необходимость восточного поворота в своей политике (который принесет солидные дивиденды как элите, так и всей экономике, которая вырастет в разы), украинской элите нужно время. Оно понадобится так же и для того, чтобы подготовить население к такой внешнеполитической переориентации. Журналистский корпус буквально пропитан иррациональными представлениями о том, что для Украины выгодна исключительно евроинтеграция, а сближение с Россией – исключительно невыгодное дело. Среди населения тоже сильны такие стереотипы.
Чтобы нынешний поворот не закончился как предыдущий в 2003-2004 годах, политикум должен серьезно озаботиться борьбой со стереотипами и подготовкой к возможному большому внутриполитическому противостоянию. Нетрудно спрогнозировать, что зарубежная подпитка таких политиков как Юлия Тимошенко возрастет в разы, если Янукович станет на более принципиальные позиции в вопросе евроинтеграции. Похожие сложности могут ожидать и Киргизию. Она уже является членом Всемирной торговой организации (то есть более зависима от его членов – «поле» для торга сужено). Перед Новым годом министр иностранных дел правительства Розы Отунбаевой заявил о том, что отношения с Россией для Киргизии – стратегические, и она в принципе «за» расширение сотрудничества с ТС, но нужно время, чтобы оценить все тонкости интеграции. Такая осторожность говорит:
- во-первых, о том, что пока неясно, как в дальнейшем будет развиваться сам ТС,
- во-вторых, Киргизия не хочет и не может не учитывать интересов других глобальных игроков, что объясняет острожный тон заявления главы МИДа.
Киргизия в прошлом уже не раз получала крупную экономическую помощь от России в обмен на обещания в политической лояльности. И Россия проиграла – президент Курманбек Бакиев так и не отказался от размещения на территории страны американской авиабазы «Манас». Теперь Россия будет более осторожной в предоставлении помощи соседним республикам: помощь должна быть увязана с конкретными ответными шагами. «За так» никто не даст ни деньги, не окажет ни дипломатическую, ни посредническую помощь. Аналогично ситуация обстоит и с Таджикистаном.
Почти за бортом разговоров о перспективах развития ТС осталась Молдова. Это частично оправдывается затянувшимся политическим кризисом и недальновидностью Коммунистической партии, которая подняла (!) вопрос о возможном членстве страны в ТС только после того, как правые партии оттеснили ее от власти.
Это, по меньшей мере, странно с рациональной точки зрения, потому что оптимизация миграционным и экономическим отношениям Молдовы и России нужна очень давно – более двух третей средств от молдавских гастарбайтеров идет именно из России. В стране работают многие российские кампании. С российской стороны есть заинтересованность в расширении сотрудничества. Молдова и Украина могли бы выступить совместно как переговорщики, чтобы выторговать себе более выгодные позиции в ТС.
Безусловно, постепенное «возвышение» Таможенного Союза вынудит Россию переводить гуманитарное, молодежное, правовое и дипломатическое сотрудничество в русло Таможенного Союза – переводить «активы» из еще не умершего СНГ в уже преуспевающий Таможенный Союз.
Не менее необходима и смена модели поведения на переговорах об интеграции с Украиной. Да, на определенном этапе были необходимы уступки, прорывные предложения по сотрудничеству. Но когда страна систематически уклоняется от такого продуктивного диалога, возникает вопрос – а прилично ли ведет себя Россия? Достойно ли собственному статусу? Возникает впечатление, что РФ упрашивает Украину интегрироваться, постоянно выступая инициатором взаимовыгодного сотрудничества. Украина со своей стороны ведет себя, как обиженное дитя, отвергая чужие предложения и не внося своих. При продолжении такой политики, скоро терпение РФ будет исчерпано и/или предложения будут менее выгодными.
Когда набор потенциальных членов ТС среди постсоветских республик почти исчерпан, самое время задуматься о расширении Союза на соседние регионы с тем, чтобы сделать его экономически более выгодным. «Больная» мировая экономика показывает, что настает время крупных региональных объединений, которые могут серьезно потеснить престиж всемирных организаций.
После визитов Медведева у России открылся новый спектр возможностей по сближению со странами Ближнего Востока и в первую очередь – с Турцией. Не менее интересны перспективы экономического сближения со странами Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.
Нельзя зацикливаться лишь на ближайших странах.
 
Олег Горбунов
Просмотров: 617 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Какой-то текст