Четверг
28.03.2024
19:23
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 
 
Наш сайт является участником
Кольца Патриотических Ресурсов
 Кольцо Патриотических Ресурсов
Украина онлайн

 

Карпатский клуб ЮФУ

Главная » 2010 » Декабрь » 11 » Этнополитические конфликты по оси "Центр-Периферия" в Крыму и на Северном Кавказе
18:03
Этнополитические конфликты по оси "Центр-Периферия" в Крыму и на Северном Кавказе
В современном мире мы имеем ряд очагов нестабильности, способствующих образованию во многих регионах этнополитических конфликтов. Появление подобных конфликтов напрямую связано со стремлением Периферии образовать свое независимое государство в странах, обладающих слабым государственным институтом, либо находящихся в стадии процесса становления государственного институционализма.
К числу подобных примеров можно отнести государства, образовавшие вследствие распада СССР. Именно на их территории можно наблюдать зарождение и развитие сепаратистских устремлений Периферии в виду слабости управления и оказания влияния на нее со стороны Центра. Особенно данный процесс был выражен в период становления молодых государств – России и Украины в 1990-е годы, однако и нынешнее состояние зон нестабильности позволяет говорить об актуальности данной темы. К вопросам, рассматриваемым по данной проблеме можно отнести: - специфику причин, способствующих образованию проблемных регионов; - влияние внутренних факторов на ход разрешения конфликтных ситуаций; - влияние внешних факторов, способствующих изменению протекания конфликта.
Этнополитические конфликты возникают благодаря стремлению Периферии изменить свой административно-правовой статус. В большинстве случаев возникновения подобных конфликтов в Крыму и на Северном Кавказе, население проблемных регионов является национальным меньшинством и, получив во время распада СССР, право на самоопределение, желает получения независимости для региона своего проживания. Попытаемся провести сравнительный анализ причин и факторов, повлиявших на образование сепаратистских движений в Чеченской Республике (Россия), на землях исторической Черкессии (Россия, Абхазия), в Автономной республике Крым (Украина).
К основным причинам, приведшим к образованию чеченского сепаратизма можно отнести следующие внутренние причины, развивающиеся исторически.
В первую очередь можно выделить наличие в прошлом собственной государственности чеченского народа. Основываясь именно на этом прецеденте ранее существовавшего государства многие недавно сформировавшиеся сепаратистские движения оказавшись в ситуации, когда государство переживает период институциональной нестабильности, стараются возродить свое, уже имевшее суверенную историю, государство. Что и попытался сделать Джохар Дудаев и окружающая его чеченская элита в 1992-93 годах.
Во-вторых, чеченские сепаратистские движения в своих идеологиях подчеркивали историческую память о неоднократных столкновениях, конфликтах с российским государственным Центром, воспринимаемых как несправедливое вторжение в регион, насаждение в нем политического влияния и доминирования Российской империи, СССР, Российской Федерации.
В-третьих, подчеркиваются обиды, связанные с массовой депортацией чеченского населения Чечено-Ингушской автономной республики в Казахстан. Кроме исторических оснований можно выделить и социально-экономические причины, сложившиеся в Чечено-Ингушской республике перед распадом СССР:
1) снижения уровня социально-экономического развития республики с конца 1980-х гг.
2) Маргинализация чеченской молодежи, выступившей основной социальной базой сепаратистского движения и рекрутирования бандформирований.
3) Столкновение интересов этнической элиты, озабоченной сохранением возможностей ведения криминальной экономической деятельности в республике, с интересами федерального Центра по защите экономического суверенитета и конституционного строя России[1].
Весьма актуальным остается вопрос специфики территории проживания народов, стремящихся добиться независимости. Сепаратистские движения Чеченской республики, ставящие целью образование независимой Ичкерии, стремились отделить от Российской Федерации регион, имеющий выход на нефтяные месторождения Азербайджана и обладающий на тот момент одним из крупнейших в России нефтеперерабатывающим заводом. Проблема курортов черноморского побережья так же отражается на региональной этноконфликтологической специфике и находит свое отражение, как в России, так и в Украине.
К национальным движениям, затрагивающим проблему выхода к Черному морю можно отнести и черкесских националистов. Рядом черкесских движений выдвигается предложение создать единый Черкесский регион в составе России, либо, согласно заявлениям наиболее радикальных из них, создать независимую республику Черкессию. В последней возможной вариации рассматривается включение в состав Черкессии не только Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгеи, некоторых районов Краснодарского края, но и признанной Российской Федерацией, республики Абхазии, обладающей довольно большой протяженностью черноморского побережья.
«Черноморская карта» рассматривается в проекте «независимой Черкессии» и как вхождение в ее состав территории Большого Сочи. Данный факт способствует дестабилизации положения в регионе, в частности в преддверии будущих Зимних Олимпийских игр в Сочи, которые должны будут пройти в 2014 году. Исторические причины сепаратизма черкесов во многом схожи с чеченской проблематикой.
В первую очередь лидеры черкесских движений выделяют геноцид Российской империи по отношению к черкесам, начавшийся после победы России над горцами в Кавказской войне. Акт геноцида черкесов современная Россия не признает. Черкесские лидеры наоборот, настаивают на его признании. С такой просьбой выступили делегаты, принимавшие участие в конференции, посвященной народам Северного Кавказа. Конференция была проведена в Тбилиси 20-21 марта 2010 года при содействии грузинского университета имени Ильи Чавчавадзе и американского фонда Jamestown Foundation[2]. По результатам конференции было принято решение обратиться с просьбой «признать геноцид черкесов» к парламенту Грузии. Подобные попытки совершались и ранее, когда черкесские лидеры обращались по тому же вопросу к Госдуме РФ и Европарламенту, однако их просьба не была удовлетворена.
Оперируя фактом геноцида, сепаратистские организации обосновывают свои притязания на придание их территории единого регионального статуса, то есть объединение черкесских районов Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Краснодарского края, либо образование независимого черкесского государства, уже с включением в его состав Абхазии.
Выход к Черному морю и выгодное геополитическое положение в его бассейне в немалой степени повлияли на становлении крымско-татарского национального движения. Татары, выдвигая свои претензии на различные районы Крыма, предпочитали Южное побережье, территория которого обладает самой высокой стоимостью в Украине. Так под эгидой возвращения ранее репрессированного народа, татарские лидеры стремятся получить в свое распоряжение наиболее выгодные земли Причерноморья.
Как в случае с крымско-татарским движением, так и в случае с чеченским и черкесским этноконфликтами имеется ситуация, когда одну из основных ролей в конфликтной ситуации играет диаспора. Диаспора выступает как с одной стороны спонсором сепаратистов, так и представителем их мнения на международном уровне. Наличие крупных татарских, чеченских, черкесских диаспор в Турции и странах Ближнего Востока и поддержка ими сепаратистов, свидетельствует о заинтересованности исламского мира в расширении сектора влияния в Черноморо-кавказском регионе, что соответствует геополитическим интересам Турции, перенявшей их у Османской империи.
Так, посредством диаспор Турцией ведется активная пропаганда исламистских и протурецких идей на Крым и Кавказ. Для чего и создаются в Крыму культурные центры, такие как «Союз культуры и взаимопомощи крымских тюрков» («Kırım Türkleri Kültür ve Yardımlaşma Derneği»), который сегодня выступает главным внешним партнером «Меджлиса крымско-татарского народа» в процессе его сотрудничества с Турцией в гуманитарном измерении. Ведется работа и с молодежными структурами посредством «Фонда культуры и взаимопомощи крымских татар», «Фонда Эмель» и «Фонда развития Крыма». В качестве интеграционного фактора и площадки для разработки совместных проектов проводятся Всемирные Курултаи крымско-татарской молодежи. Потому и можно провести некоторые параллели и увидеть сходство между принципами работы крымско-татарской диаспоры и механизмами деятельности организаций кавказских диаспор Турции. Речь идет, конечно же, об адыгских/черкесских диаспоральных объединениях, которые также интегрированы под эгидой национальных союзов, тесно взаимодействующих с неправительственными структурами (известный фонд «Кавказ» – «Kafkasya Vakfı»).
Апелляции на сайтах и в официальных программных документах кавказских диаспор к мотивам геноцида адыгов-черкесов со стороны царской России, часто звучащие призывы к оказанию помощи соотечественникам в Северо-Кавказских республиках, интегрированных под эгидой организации «Адыгэ–Хасе» («Черкесский конгресс») – все это прямой аналог крымско-татарского национальной риторики[3].
В то же время крымские татары к основным причинам, на основании которых они стремятся образовать свое независимое государство, относят большую часть из тех, которые выдвигают чеченские и черкесские сепаратисты. Как и у чеченцев (наличие теократического государства имама Шамиля) у крымских татар было наличие своего государства – Крымского ханства, которое, до вхождения в состав Российской империи было вассалом Османской империи и ее плацдармом в борьбе против присутствия России на Черном море. После вхождения Крымского ханства в состав Российской империи на территории Крыма, как заявляют лидеры крымско-татарских движений, началась проводиться политика «Крым без крымских татар»[4], следствием чего стал антропоток крымских татар в Османскую империю. В 1944 году начались репрессии крымских татар со стороны СССР, в виду обвинения их в коллаборцианизме и служении нацизму. Большая часть населения была переселена в РСФСР и Среднюю Азию. С 1991 года в Крыму начала проводиться политика возвращения татар на историческую Родину.
Указывая эти причины в качестве доказательства ущемления своих прав, крымские татары, составляя немногим более 10% от численности населения полуострова, продолжают настаивать на изменении своего правового статуса.
Среди вариантов ими рассматривается:
1) образование независимого Крымско-татарского государства;
2) вхождение территории Крыма в состав Турции;
3) предоставление татарам особых прав «титульной нации» Крыма в составе Украины.
Параллели между чеченским и татарским сепаратизмом можно увидеть и в религиозно-идеологическом плане. Становящиеся крымско-татарские исламистские организации имели своих предшественников, действовавших на территории восточного Кавказа, что наиболее остро проявилось во время конфликта в Чечне. Сегодня возникающие локальные мусульманские общины (джамааты) замыкаются на себе, превращаясь в закрытые структуры. Все это ведет к атомизации религиозной жизни, прорастанию на крымской почве зерен исламизма и все большей анклавизации полуострова по этно-конфессиональному принципу[5].
Этноконфликтные ситуации, возникшие на Северном Кавказе и в Крыму, имели ряд схожих причин и предпосылок. К общим из них можно отнести наличие своего собственного государства до вхождения в состав Российской империи, геноцид и репрессии по отношению к автохтонным народам, в которых винят лидеры сепаратистских движений Российскую империю и СССР. Сюда же относится и слабый Центр, который в начале 90-х годов в России и в 2000-х в Украине не уделял должного внимания разрешению проблем Периферии.
Немаловажной предпосылкой для начала сепаратистских движений стала роль, которую оказывают на них диаспоры, большая часть из которых проживает на территории Турции. Потому и проблематика подобных конфликтов даже после завершения активной стадии сепаратизма будет оставаться весьма актуальной, в виду заинтересованности региональных кавказо-черноморских центров влияния.
 
Бредихин Антон Викторович
 
[1] Политические отношения и политический процесс в современной России: Учебное пособие/ под общ. ред. В.И. Коваленко. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2010. С. 292
[2] Грузию попросили признать геноцид черкесов в России. // LENTA.RU– [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2010/03/22/ask/
[3] Рябцев О.В. Крымские татары и политика Анкары// ОДНА РОДИНА Фонд стратегической культуры – Украинская редакция – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://odnarodyna.ru/articles/6/119.html
[4] М.Калишевский. Крымские татары: Прорыв на родину (Часть I). //Фергана.ру. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ferghana.ru/article.php?id=6271
[5] Рябцев О.В. Косово и Крым// Фонд стратегической культуры. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fondsk.ru/article.php?id=1280

Просмотров: 1179 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Какой-то текст